Идея маршрутного листа в педагогике не нова. Маршрутный лист широко используется на уроках и во внеурочной деятельности. Весной 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение многие педагоги внедрили в образовательную практику интерактивный рабочий лист, потенциал которого намного обширнее бумажного листа. В интерактивный рабочий лист можно внести карту местности, необходимые для организации деятельности ссылки, рисунки, фотографии, видеозаписи, аудиоконтент, кроссворды, учебные задания, в нем не ограничен объем и формат ответов, при этом ответы школьники могут дополнять, исправлять.
Создать интерактивный рабочий лист (ИРЛ) несложно, используя бесплатные сервисы Google, GoFormative, Wizer, LiveWorkSheets, Teacher Made. Эти сервисы предлагают готовые формы ИРЛ с различными формами тестовых заданий, графическим интерфейсом добавления заданий.
Учитель создает и публикует ИРЛ на сайте или в блоге (ссылкой или вставляя в страницу кодом), в настройках совместного доступа устанавливает возможность редактирования для любого пользователя, обладающего ссылкой.
Каждый ученик копирует шаблон, переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать в процессе выполнения заданий. После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса на сайте или в блоге, предъявляя таким образом результаты своей работы. Далее проводится рефлексия содержания и деятельности.
В модели «обучение вне стен классной комнаты» также необходимо сохранять результаты познавательной деятельности обучающихся. Спектр способов фиксации очень широк. Помимо ответов, внесенных в чат, блог, интерактивный рабочий лист, можно предложить школьникам создать фотоотчет, видеоотчет, интерактивный плакат, ментальную карту, географическую карту, анимированную презентацию, видеоролик, слайд-шоу, коллаж, хронологическую ленту с мультимедийным контентом и др. Естественно, младших школьников этим видам деятельности необходимо научить заранее, а старшим можно предоставить ссылку на обучающий ролик.
Подобные нетрадиционные формы отчетности очень интересны детям. На местности легко фиксировать результаты в чате, блоге, ИРЛ, ментальной карте. Опыт показывает, что ментальная карта (интеллект-карта, mind map) всегда вызывает живой интерес школьников. Это способ визуализации, который позволяет фиксировать и обрабатывать информацию. В классическом варианте основная мысль или идея рисуется в центре ментальной карты, а все дополнительные — вокруг. Однако, как и в любой творческой деятельности, в создании ментальной карты нет жестких правил. Пусть ученик рисует слева направо, сверху вниз, по диагонали, «ромашкой», «звездочкой». Главное — фиксировать ход мыслей в понятной для ученика и окружающих форме.
Таким образом, модель «обучение вне стен классной комнаты» позволяет реализовать комплексный подход к обновлению образовательных технологий, предусматривает расширение образовательного пространства, использование элементов сетевого обучения, внедрение в процесс обучения игровых практик, оптимизирует систему здоровьесбережения. С другой стороны, к окончанию школы у обучающегося должны быть сформированы навыки и компетенции, позволяющие ему эффективно продолжать образование и самообразование в течение всей жизни, взаимодействовать в команде, самореализоваться.
Педагогическая практика показывает востребованность модели «обучения вне стен классной комнаты». В Санкт-Петербурге предлагает образовательные выезды на коммерческой основе компания «Учимся, играя» [1] , в Интернете представлен сетевой образовательный проект «Гений места», реализованный в 2011 году на международном уровне [2] . Известен опыт педагогов, работающих со смартфоном [3] , интерактивными рабочими листами [4] и QR-кодами [5] .
Представляется, что обучение, реально выводящее школьника из класса в большой мир, будет способствовать его интеллектуальному, творческому, личностному саморазвитию.
[1]
https://vk.com/study_and_play [2]
http://letopisi.org/index.php/Кейс:_Проект_Гений_места [3]
http://www.yanikova.com/single-post/2013/05/09/На-велопрогулку-со-смартфоном https://shkola30.livejournal.com/165309.html [4]
https://www.sites.google.com/site/ulejconf/teacher/vahendid/realizacia-mezpredmetnyh-svazej-i-sovmestnaa-rabota-ucitelej-predmetnikov/worksheets [5]
https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokax-literatury/